На что тратить время?
Сразу вопрос: полезно тратить, чтобы ЧТО??? Ответ: чтобы быть счастливым. В каком смысле - счастливым? Счастливым не обязательно сию минуту (приятно провести время, поболтать с друзьями), и не в далекой перспективе (чтобы не было досадно в старости) а в некотором среднесрочном плане, в плане поиска своего места и самореализации.
С точки зрения того, на что «полезно» тратить время, мы выделили три аспекта:
- что нужно для резюме и поиска работы;
- на что не хватит времени потом;
- просто полезные вещи для общего развития.
В качестве приложения - несколько интервью с самыми разными людьми, которым мы задали два вопроса:
а) На что вы тратили время, будучи подростком, и теперь за это сами себе благодарны?
б) На что вы не потратили время и теперь из-за этого переживаете?
Кстати, любой подросток может задать эти вопросы своим родителям и их знакомым. Интересно, что они ответят.
Что нужно для резюме и поиска работы?
а) ОСТАВЛЯТЬ СВОБОДУ ВЫБОРА
Хорошо бы заранее определиться, что вы хотите по жизни делать. Если вы знаете, чего хотите, то полезно начать этим заниматься еще в школе - это даст серьезные преимущества при поступлении в институт и даже при поиске первого места работы, когда резюме ребят мало чем друг от друга отличаются. Примеры: кружки, олимпиады, конференции, подготовительные курсы, специальная литература и т.п.
Но далеко не всем так везет... Нет абсолютно ничего страшного, если вы пока не знаете, чем хотите заниматься. Вообще ничего страшного!!! Если вы не знаете, чего хотите, то самая полезная вещь - это то, что по-английски называется «кеер your options ореп» (оставлять для себя открытые возможности). Не закрывайте заранее перед собой двери, оставляйте за собой свободу выбора! Выбирайте занятия и увлечения, которые могут пригодиться во многих профессиях и обеспечат вам эту свободу (математика, английский, компьютер и т.д.).
При этом, чтобы не умереть от попыток попробовать все и быть пригодным ко всему, полезно понять и то, чем вы точно НЕ хотите заниматься. Это гораздо проще.
б) ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХОРОШЕГО РЕЗЮМЕ
Чем бы вы ни занимались в будущем, есть обязательные компоненты хорошего резюме. Это все равно, что пожелания «счастья и здоровья», без которых не обходится поздравление с любым праздником. И, ничего не поделаешь, приходится работать на то, чтобы все эти компоненты в вашем резюме тоже были. Хотя бы потому, что они есть у многих других людей и нужно быть конкурентоспособным.
Тут придется дать несколько банальных советов, которые вы слышали уже сто раз. Банальные - значит обычные, общепринятые, часто повторяемые. А почему? Потому, что они, правда, работают...
Как это ни банально звучит, надо хорошо учиться. Тогда можно будет идти не в тот институт, куда примут, а в тот, куда вам хочется. Почему так важны хорошие оценки, даже по предметам, которые к работе не относятся? Потому что хорошие оценки означают умение человека делать что-то «всерьез». При выборе первой (да и не только первой) работы они могут иметь определяющее влияние. Например, лучшая в мире консалтинговая фирма McKinsey, из которой вышли многие топ-менеджеры, даже не рассматривает резюме без блестящих оценок, а сразу посылает вежливый отказ.
По возможности, надо учиться в хорошей школе и в хорошем институте. Это бренд, который останется с вами надолго. Как и, собственно, уровень образования. Это - фирма, гарантия качества, то, на что обращает внимание любой работодатель.
Нужно обязательно учить английский язык. В современном мире английский язык - это язык международного общения. Без английского ваш выбор института и профессии серьезно сузится. Мир стал глобальным, он большой, разный и очень интересный! Когда же пробовать его узнавать, как не в юности.
Полезно иметь успехи и результаты вне обычной программы (олимпиады, конференции, спорт и т.д.). Особенно, если это профильные вещи.
Хорошо заниматься общественной работой (благотворительность, КВН, школьный театр, походы, работа в школьной или университетской газете - что угодно). Это сделает ваше резюме «другим» и даст хороший повод для запоминающегося разговора во время интервью.
Эти интервью взяты у нескольких взрослых людей от двадцати пяти до сорока лет. Все они самостоятельные и успешные люди и неплохо зарабатывают. Для всех этих людей самореализация - необходимое условие счастья. Кто-то из них уже сделал успешную карьеру, кто-то еще этого не достиг, но старается и идет по верному пути. Некоторые из опрошенных искренне считают, что их путь был бы менее тернистым, если бы в подростковом возрасте они бы распорядились своим временем по-другому.
Вы заметите, что многое в интервью перекликается с нашими «невредными советами». Но советы появились сначала, а интервью - потом. Просто в «невредных советах» мы попытались выделить самое главное и исходить не из невыполнимых пожеланий, а из реалий сегодняшней жизни, с которой подростку скоро предстоит столкнуться. Как показывают интервью, похоже, нам это удалось!
Интервью: «На что вы тратили время подростком, и теперь за это себе благодарны?»
- Меня в конце 9-го класса вызвала наша директриса и, сказав, что я талантливый, но ленивый - предложила доедать пять экзаменов, чтобы по итогам года были только пятерки. Я сдал, а потом налегал на учебу в 10 и 11 классе - получил медаль и уже реально сам выбирал куда пойти (в отличие от многих одноклассников, которые пошли, куда получилось).
- Побыл «альтернативным» - интересно в процессе, потом пригодилось в жизни, и нет сожалений, что что-то упустил.
- Много занималась математикой. Это структурировало мышление, добавило системности и логики и приучило к пониманию многовариантности решений.
- Каждые каникулы ездила с классом либо с параллельными классами в различные поездки по тогда еще СССР. Опыт был подготовкой к командировкам, а самое главное, конечно, - суперобщение с друзьями и масса впечатлений от других городов.
- Играла в КВН. До сих пор сохранила интересных друзей из команды. Оказывается, чувство юмора тоже можно развивать и тренировать. КВН помогает мне всю жизнь и на работе, и дома, с мужем и детьми.
- Работала, заработала сама первые деньги.
- Спортивные секции: дисциплина, умение постоять за себя, мышцы, хорошая фигура, друзья. Танцы: координация движений, хорошая осанка и легкая походка.
- Театральный кружок. Выступления с номерами на сцене, перед аудиторией потом помогают в жизни избавиться от страха выступлений, презентаций.
- Начал ходить в спортзал.
- Занятия иностранным языком.
- Игры в семейном кругу. Общение с семьей, общие воспоминания.
- Много занимался спортом (беговые лыжи, большой теннис, баскетбол).
- Олимпиады по математике.
- Дополнительно к школе изучал английский язык и читал книги в оригинале.
- Назову музыкальную школу и поездки с ней по стране и не только, легкую атлетику и спортивный лагерь, балет и народные танцы, вязание крючком и вышивание крестиком, математику и рисование, английский и французский языки, баскетбол, туризм и плавание, обучение вождению автомобилем и игре в бильярд, футбол и дзюдо, письма на «звездный час» и всевозможные олимпиады (даже по ОБЖ) и не уверена, что это все. Естественно, времени была потрачена уйма. Но! Именно такому разнообразию, полному отсутствию последовательности и направленности на реализацию одной большой цели я сейчас и радуюсь. Ничто не прошло зря.
Интервью: «На что вы не потратили время подростком, и теперь из-за этого переживаете»
- Не занимался серьезно, спортом. Хорошо бы в каком-то одиночным спорте быть лучше других.
- Не заботился о здоровье.
- Мало и плохо учила английский - не хватает его до сих пор.
- Не научилась играть на гитаре - а как бы это было прикольно в компании друзей!
- Почти не занималась спортом, а как бы сейчас хотелось покататься на коньках!
- Плохо учился.
- Не научилась вовремя водить машину.
- Не учила английский.
- Не достигла хорошего уровня ни в одном увлечении: спорте, музыке, и т.д.
- Не ездила в лагерь и не так часто ходила в походы.
- Не занимался восточными боевыми искусствами - для мальчика, мне кажется, это полезно и очень развивает как физически, так и психологически.
Меня не увлекала история как наука, и я мало ею интересовался. А сейчас некогда восполнить пробел.
Пока ты юн и бодр, не стоит себя ограничивать какими-то планами и искусственными рамками «я не смогу». Цели будут потом, а сейчас не получится - и ладно, тут уже главное не успехи, а тот опыт и круг знакомств, который ты приобретаешь в любом случае. Общение - вот в чем нуждается подросток, и никогда не знаешь, где обитают самые интересные и неординарные личности, остается только пробовать.